ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Русский батыр: героизм воина оренбуржца Фомы Данилова

"В какой вере родился, в такой и умру!" – дерзновенно отвечал унтер-офицер Фома Данилов своим мучителям, угрожавшим ему смертью за отказ принять в мусульманство и перейти служить в войско Кокандского хана. Так простой солдат стал образцом русского воина и мучеником за веру Христову.

Фома Данилович Лотарёв [1] родился в 1846 г. в благочестивой крестьянской семье Даниила и Татьяны Лотарёвых в с. Кирсановка Пономаревской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии (современное село Кирсаново Пономаревского района Оренбургской области). Он был вторым ребенком в большой семье, в которой было еще пятеро детей: старший его брат Андрей и сестры Мария, Евдокия, Феврония, Анна.

Село Кирсановка основали переселенцы из Тамбовской губернии. Основным занятием их было хлебопашество. В селе действовала церковь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, которая была центром духовной жизни кирсановцев. Сельчане отличались благочестием и трудолюбием; в силу постоянной борьбы с природными явлениями, например, засухой, крестьяне привыкли довольствоваться малым, не стремясь к наживе. Кирсановцы были людьми добрыми и отзывчивыми, помогали друг другу в разных ситуациях [2], что, конечно же, отразилось и на характере Фомы.

В 18 лет в 1864 г. Фома женился на крестьянке Евфросинии Филипповне Тугих, вскоре у них родилась дочь Варвара, но через год младенец умер. Жизнь Фомы протекала в крестьянских трудах и заботах; но вот в 1869 г. по общему набору его призвали на военную службу.

Практически с первых дней своего служения Отчизне Фома показал свои лучшие качества. Между своими товарищами он пользовался доверием и уважением, сослуживцы спокойно оставляли ему на сохранение свои сбережения [3]. Старанием и незаурядными способностями Фома заслужил внимание начальства. В 1873 году он был произведен в унтер-офицеры и, «как честный и расторопный солдат, был назначен батальонным каптенармусом»[4]. В обязанности каптенармуса входила забота о хозяйственных нуждах солдат батальона: обеспечение боеприпасами, вещевое довольствие, питание – все это имело немаловажное значение в успехе военной кампании.

***

Годы службы Фомы пришлись на период военных действий Российской империи в Туркестане. Завоевание Туркестана и, в частности, Кокандского ханства, стало одной из важнейших геополитических акций России того времени. Этот шаг был необходим в том числе и для того, чтобы избавить русское и казачье население Южной Сибири от разбойничьих набегов степняков на почтовые станции и караваны, освободить русских пленных, которых продавали на базарах Средней Азии, прекратить бесконечные внутренние междоусобицы, не допустить английской экспансии в регионе.

В самом Кокандском ханстве в 1870-е годы было неспокойно: его сотрясали бесконечные восстания и бунты. Тяжелое экономическое положение усилило борьбу за власть. Царствующая династия ханства проявляла определенную лояльность к России, но остановить разбойные набеги сородичей не могла. Ситуация резко ухудшилась в 1873 году. Поводом для бунтов стали казни, проведенные главой Кокандского ханства Худояр-ханом. Восстание против династии возглавил родовитый кипчак Абдурахман-автобачи. Волнение быстро охватило всё государство, большая часть ханского войска перешла на сторону мятежника. Худояр-хан под защитой русских казаков, преследуемый ружейным и даже артиллерийским огнём, бежал в наши пределы (впоследствии он был поселен на жительство в Оренбурге). В такой обстановке Россия приняла решение ввести на территорию ханства свои войска.

Абдурахман-автобачи тем временем провозгласил ханом Пулат-бека и объявил газават – войну с неверными. 6 августа 1875 г. неприятельские шайки вторглись на приграничную российскую землю. В это же время в ближайших к границе кишлаках появились подстрекатели, которые подбивали жителей к возмущению. Кокандцы захватывали и уводили в плен русских, прервав сообщение, громили почтовые станции.

Отряд под командованием генерал-майора Скобелева стал с боем усмирять возникший бунт. Постепенно во всех селениях Кокандского ханства войска Пулат-бека были уничтожены, Автобачи сдался, Пулат-бек бежал. В январе 1876 г. посланцы городов Кокандского ханства выразили желание перейти в подданство русского царя. 15 февраля 1876 г. Кокандское ханство было присоединено к Российской империи под именем Ферганской области. 26 ноября 1876 года специально для участников военной операции в Кокандском ханстве император Александр II учредил государственную награду – медаль «За покорение Ханства Кокандского».

***

Глубокой осенью 1875 г. из г. Ташкента через г. Ходжент в г. Намаган шел обоз под военной охраной с провиантом и разным довольствием для отряда, стоявшего в Намагане, недавно занятом русскими войсками. Заведовал обозом унтер-офицер 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фома Данилов.

Ранним утром 21 ноября на ухабистой, испорченной от непогоды дороге между кишлаками Гурум Сарай и Пап (в 45 верстах от Намагана) Фома отстал от отряда для перегрузки имущества со сломанной арбы. Как только солдаты и обоз исчезли за ближайшим холмом, на Фому неожиданно напала шайка кипчаков и захватила его в плен. Связав и прикрепив Фому к лошади, джигиты из банды Муллы-Кушая помчались во весь опор в Маргилан, к хану Пулат-беку.

23 ноября 1875 г. под гул толпы Фому привезли на центральную площадь перед ханским дворцом (урду) г. Маргилана (совр. Ферганская обл., Узбекистан). С криками проклятий окружили маргиланцы Фому, охраняемого воинами Пулат-бека. Тем временем глава шайки, пленившей Фому, доложил Пулат-беку о своей добыче, за что был щедро награжден.

Вскоре на площади воцарилась мертвая тишина, и к Фоме вышел главнокомандующий войсками Пулат-бека – Абдул-Мумын. С помощью переводчика – другого русского пленного, знавшего киргизский язык, ханский вельможа обратился к Фоме:

Ты, русский солдат, должен быть казнен как злодей. Но Пулат-хан дарует тебе жизнь, если ты присягнешь ему на верность и примешь магометанскую веру.

Нет! – твердо ответил Данилов.

Видя непреклонность Фомы, Абдул-Мумын поспешил во дворец к Пулат-беку сообщить об этом. Толпа киргизов меж тем не унималась: ругань и угрозы сыпались на доблестного воина.

Переговорив с ханом, Абдул-Мумын вновь подошел к Фоме с уговорами:

Если покоришься, хан богато наградит тебя и назначит на высокую должность при себе.

В какой вере родился, в такой и умру! Я своему царю дал клятву не изменять, и буду ему верен! – дерзновенно произнес мученик.

Угрожая расстрелом, сановник сделал еще попытку сломить волю русского солдата, на что Фома гневно отрезал:

Напрасно вы надрываетесь, ничего от меня не добьетесь. А хотите убить, так убивайте!

Абдул-Мумын вернулся к хану с докладом. Вскоре он вышел из дворца в сопровождении солдат с ружьями на плечах. Медленно двигаясь, в надежде, что Фома все-таки в последний момент испугается своей участи и передумает, Абдул-Мумын, взглянув на русского воина, все понял. Унтер-офицер Фома Данилов стоял уставшим, измученным, но с горящим взором и решительностью: умереть, но не предавать веры и Отечества. Абдул-Мумын отдал приказ своим сипаям. Они окружили Фому и стали грубо стаскивать с него одежду. Оставив в исподнем, взялись было за сапоги, но воин не дал этого сделать: «Убьёте, тогда снимете».

Площадь ревела в ожидании развязки. Народ толкался, чтобы лучше видеть, как станет биться и просить пощады пленный солдат. Фому подвели к арбе и приставили к огромному колесу, накинув на руки, чуть выше локтей, петли. Напротив него в ожидании команды выстроились кокандцы с ружьями. В последние минуты земной жизни Фома, возведя свои душевные и телесные очи горе, был с Господом в молитве. Насколько позволяли связанные руки, воин перекрестился. Прозвучал приказ, и грянули выстрелы. Толпа вздрогнула и замерла. В гробовой тишине унтер-офицер Фома Данилов опустился вниз… Проведя в предсмертных муках около часа, мученик не проронил ни слова. Тихо расходясь с площади, кокандцы шёпотом с восхищением переговаривались: «Русский солдат умер как батыр!»[5]. Тело мученика сипаи обобрали и закопали тут же, на площади, в мусорной яме…

В начале 1876 г., когда русские войска под командованием начальника Ферганского отряда генерал-майора Скобелева вступили в Маргилан, тело воина-мученика Фомы вместе с телами других русских воинов, погибших при покорении Кокандского ханства[6], были погребены по-христиански в солдатской братской могиле близ кишлака Турпак-Курган Файзабадской волости Маргиланского уезда Ферганской области. Захоронение было обнесено глинобитной стеной и над ней поставлен памятник [7].

Тогда же Скобелев провел подробное и тщательное дознание о гибели мученика[8]. На основании собранных им сведений и показаний многих свидетелей стало известно об обстоятельствах подвига Фомы Данилова. Командующий войсками, действующими на территории бывшего Кокандского ханства, генерал-лейтенант Колпаковский выступил с донесением перед начальником Туркестанского военного округа о «доблестном поведении и геройской смерти унтер-офицера Данилова» и объявил приказ: «О подвиге унтер-офицера Данилова, сохранившего до последней минуты жизни, несмотря на прельщения врагов и самую смерть, твердость в вере и непоколебимую верность Царю и Отечеству, объявляя по действующим войскам, я предписываю приказ этот прочесть во всех ротах, сотнях и батареях, дабы геройская смерть унтер-офицера Данилова служила примером всем чинам вверенных мне войск от младшего до старшего включительно»[9].

Всесторонняя поддержка была оказана вдове Евфросинии Филипповне и ее дочери Иулитте[10]. От военного ведомства Евфросинии была назначена пожизненная пенсия из государственного казначейства – 120 руб. в год[11]. Самарский губернатор выступил организатором денежного сбора для осиротевшей семьи Данилова. Из собранных 1320 руб. половина была выдана вдове, другая половина внесена в банк на имя Иулитты. Кроме того, Иулитта была определена в учебное заведение за счет земства[12].

Весть о подвиге Фомы Данилова быстро разнеслась по всей России. Различные газеты напечатали статьи, вышло отдельное специальное издание «Геройская смерть Данилова и Кокандский бунт в 1875 г.». Во всех слоях общества с волнением обсуждалась тема подвига Фомы Данилова. Федор Михайлович Достоевский со свойственной ему горячностью не раз обращался в своих трудах к героизму воина-мученика Фомы:

...В народе эта великая смерть не забудется: этот герой принял муки за Христа и есть великий русский... Он – эмблема всей нашей народной России, подлинный её образ ... Поступок Фомы для народа не может казаться необыкновенным, уже по одной великой вере народа в себя и в душу свою. Он отзовется на этот подвиг лишь великим чувством и великим умилением... Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных и неприметных экземпляров народа русского, неприметных, как сам русский народ ... В том то и дело, что тут именно – как бы портрет, как бы всецелое изображение народа русского ... Именно народ наш любит точно так же правду для правды, а не для красы. И пусть он груб, и безобразен, и грешен, и неприметен, но приди его срок и начнись дело всеобщей всенародной правды, и вас изумит та степень свободы духа, которую проявит он перед гнётом материализма, страстей, денежной и имущественной похоти и даже перед страхом самой жесточайшей мученической смерти. И всё это он сделает и проявит просто, твёрдо, не требуя ни наград, ни похвал, собою не красуясь: «Во что верую, то и исповедую»...[13].

***

В 2015 г. Комиссией по канонизации святых Ташкентской епархии под председательством игумена Нектария (Блинова) были проведены выездные исследования по поиску братской могилы русских солдат близ кишлака Турпак-Курган, где был похоронен унтер-офицер Фома Данилов. В результате было обнаружено следующее: со слов старожилов, европейское кладбище близ кишлака Турпак-Курган, в связи с заброшенным состоянием, было закрыто. После того как большая часть надгробий и крестов была разрушена, кладбище было разобрано и распахано под посевные поля. Кишлак Турпак-Курган был упразднен и преобразован в новый микрорайон Янги-Маргилан Ферганской области Узбекистана[14].

 

[1] Данилов – это фактически отчество, указывающее, что Фома – сын Данилы. Фамилия Лотарёв бытовала уже во время жизни Фомы как неофициальная. В метрической книге за 1866 г. он официально указан как Фома Данилович Лотарёв (отец умершей годовалой Варвары) /ГАОО. Ф. 389. Оп. 1. Д. 23. Л. 135 об./.

[2] Алтухов Н.Г. История Пономаревского р-на. – Оренбург, 2008. С. 49-50.

[3] Когда Фома был захвачен в плен, при нем было 60 рублей, данных ему на сохранение, солдатских денег.

[4] Самарские губернские ведомости. 1876. № 33.

[5] Богатырь, герой.

[6] Пулат-хан и его помощник Абдул-Мумын за совершенные ими зверства и убийства русских пленных были пойманы и повешены.

[7] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400. Оп. 2. Д. 7099. Л. 4-5.

[8] Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. И-722. Оп. 1. Д. 55. Л. 102-103об.

[9] Там же. Д. 51. Л. 123.

[10] Незаконнорожденной. Архив музея Боевой и трудовой славы Пономаревского р-на Оренбургской обл. Метрическая книга прихода с. Кирсановка Бурурусланского у. Самарской губ. 1873 г. Запись № 73 о родившейся 31 июля Иулитте. Мать: с. Кирсановка солдатка Евфросиния Филиппова.

[11] РГВИА. Ф. 1393. Оп. 1. Д. 109. Л. 2.

[12] Самарские епархиальные ведомости. 1877. № 1. С. 20-21.

[13] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 т. Т. 14. Дневник писателя. 1877. Январь – СПб., 1995.

[14] Центр микрорайона – поселок городского типа Янги-Маргилан. Микрорайон Янги-Маргилан подчинен администрации г. Маргилана. В поселке расположена ж/д станция Маргилан.

 

Банникова Е.В.


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх