ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Просветитель Илека: служение и мученический венец священника Георгия Дынникова

Свои последние 8 лет жизни священник Георгий Дынников прослужил в с. Илек, где стал для илекцев истинным пастырем и ревностным деятелем в деле народного просвещения: 6 школ для детей (русских и киргизских) и педагогические курсы действовали в Илеке благодаря неутомимым трудам отца Георгия; в общей сложности более 500 человек получали образование, в том числе духовное. Батюшка пользовался всеобщим уважением и любовью даже среди противоборствующих сторон, но безбожная власть плохая ценительница заслуг бескорыстных тружеников перед своим народом...

Священник Георгий Филиппович Дынников родился 19 мая 1874 г. в г. Уральске в семье казачьего урядника1. В 1896 г. юноша окончил полный курс Оренбургской духовной семинарии по первому разряду с аттестатом студента2. Вскоре он женился на девице Марии Павловне, в семье родилось четверо детей: Фавста, Елена, Виктор и Константин.

1 сентября 1896 г. определением Епархиального училищного совета, утвержденным Преосвященным Владимиром, епископом Оренбургским и Уральским3, Георгий Филиппович был назначен заведующим и учителем Петропавловской церковно-приходской школы г. Уральска.

30 августа 1897 г. архиерейской резолюцией он был переведен для исполнения должности надзирателя при Уральском духовном училище.

28 декабря 1897 г. диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Флоро-Лаврской церкви г. Калмыкова Уральской области.

Через год, в 1898 г. отец Георгий был назначен клириком Ильинской церкви Зеленовского посёлка Уральской области. За небольшой срок служения в этом посёлке отец Георгий показал себя ревностным пастырем. Вот как характеризовал деятельность отца Георгия благочинный Уральских единоверческих церквей священник Иоанн Доеничев в своем рапорте епископу Владимиру: «Из духовенства вверенного мне благочиния, за истекший год особенно выделялись самою доброю и полезною деятельностью по отношению благоустройств вверенных им приходов следующие священники ... Зеленовского прихода Георгий Дынников ... Священники эти далеко не придерживались обычных действий иерея, по мере сил своих и в пределах возможности, сообразуясь с обстоятельствами, старались и стараются не без успеха привить своим прихожанам здравые и нравственные взгляды на всё, что касается веры и нравственности. Благодаря своему умению и тактичности поставить себя авторитетно в глазах прихожан, они ничуть не расстраивают последних, проводя в их среду новые, разумные взгляды. К сожалению, некоторые священники не в состоянии этого сделать…. В благочинии существовали раскольники и единоверцы. Массового обращения раскольников не было, но удалось преодолеть злобу и недоверие к православным священнослужителям»4.

В течение последующих лет отец Георгий был перемещаем по различным приходам епархии: июнь 1901 г. – к Спасской церкви с. Сладко-Карасинского Челябинского уезда, август 1901 г. – в Линевский посёлок Оренбургского уезда для миссионерской деятельности, 1907 г. – к Петропавловской церкви г. Уральска, 1908 г. – к Николаевской походной церкви г. Уральска.

В Уральске отец Георгий преподавал Закон Божий в городском 4-классном училище и церковно-приходской школе при Николаевской походной церкви.

12 сентября 1911 г., по распоряжению Преосвященнейшего Тихона, епископа Уральского5, отец Георгий был перемещен к Николаевской церкви г. Илека6 Уральской области (сейчас районный центр Илек Оренбургской области), где был настоятелем и председателем церковно-приходского попечительства.

Храм был построен в 1892 г. тщанием иногородних жителей Илека. Престолов храм имел три: во имя праздников Воздвижения Животворящего Креста Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святителя и чудотворца Николая.

При приходе действовали следующие школы:

  1. Министерское двухклассное русско-киргизское училище с общежитием на 50 киргизских мальчиков.

  2. Министерское двухклассное русско-киргизское женское училище с общежитием на 25 киргизских девочек. Обучалось русских – 82, киргизских – 25.

  3. Илекское одноклассное женское училище министерства народного просвещения на 40 человек.

  4. Второе Илекское одноклассное смешанное училище министерства народного просвещения на 60 человек.

  5. Третье Илекское одноклассное смешанное училище министерства народного просвещения на 35 человек.

  6. Церковная-приходская школа на 80 человек.

  7. 2-годичные педагогические курсы на 70 человек.

В деятельности всех этих школ отец Георгий принимал самое активное участие. По ходатайству инспектора народных училищ Тимирского района Уральской области, Преосвященным Тихоном, епископом Уральским, отец Георгий был утвержден законоучителем Илекского 2-классного русско-киргизского и министерского училищ и 2-годичных педагогических курсов. В 1913 г. отец Георгий был утвержден заведующим отделением книжного склада училищного совета г. Илека, исполнял обязанности благочинного Илекского благочиннического округа.

За свои пастырско-педагогические труды отец Георгий был награждён архипастырским благословением, набедренником, скуфьею, камилавкой, серебряной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ, медалью и крестом в память 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых7.

Илек был небольшим, но довольно важным населенным пунктом на территории Уральской области. Издавна он считался столицей так называемой Илецкой казачьей общины – составной части уральского казачества. Илек был третьим по величине, после Уральска и Гурьева, городом в Уральской области, с населением около 10 тысяч человек. 10-15% от общего количества жителей Илека составляли «иногородние»: крестьяне-переселенцы, киргизы и др. До революции 1917 года в Илеке имелось четыре церкви, одна мечеть, несколько школ. Работали две паровые и ряд ветряных мельниц, овчинно-кожевенный завод.

На приходе, в учительской среде, и вообще среди населения Илека, отец Георгий пользовался большим уважением. «Отец Георгий был пастырем добрым: он отлично понимал наши нужды и горе, в необходимых случаях находил слово утешения, слово доброго участия и давал дельные советы. Церковные обряды, службу исполнял исправно, что для нас важно. Священник Дынников поборами за требы, нас, прихожан, не обременял, а довольствовался тем, что ему давали»8, – писали прихожане в ходатайстве об освобождении отца Георгия из-под ареста. «Священник Георгий Дынников 25 лет состоял в начальных училищах законоучителем. Группа учащих знает его как преподавателя, всей душой отдавшегося делу преподавания и относившегося к нуждам детей всегда отзывчиво, а потому и пользовавшегося их любовью и уважением. По участию в работах группы, и по отношению его к учащим лицам, группа постоянно считала Дынникова отличным товарищем, который давал дельные советы и который всегда смело отстаивал интересы учительства, как человек, хорошо знающий все нужды народного учителя. С возникновением исполнительных, продовольственных и родительских комитетов, Дынников занимал выборные должности. В этих учреждениях он всегда стоял за мероприятия, основанные на строгой справедливости и отвечающие нуждам бедного класса населения, чем и оправдал доверие своих избирателей. За Дынниковым, как за человеком, группа не знает ничего предосудительного. Наоборот, он известен как человек живой, человек дела, вполне сочувствующий делу народа на основе справедливости. По этой причине он вызывал всегда уважение со стороны тех, с кем он соприкасался», –свидетельствовали об отце Георгии учителя г. Илека.

***

Уральские казаки с начала государственного переворота в военных действиях против большевиков участия не принимали, но и советскую власть не признавали.

23 марта 1918 г. отряд красногвардейцев без малейшего сопротивления вошёл в Илек, что оказалось для илекцев крайне неожиданным. Местные жители очень встревожились, увидев вооруженный отряд на улицах мирного городка. Незваные гости везли с собой несколько подвод с оружием, для раздачи его своим будущим сторонникам. Красные чувствовали себя полноправными хозяевами Илека. 24 марта был запрещен выезд из города, который оказался фактически на осадном положении. Также была начата реквизиция хлеба у населения, и наложена контрибуция на местную буржуазию в размере трёх миллионов рублей. Помимо всего прочего, комиссар приказал расстреливать тех, у кого найдут при обыске вооружение. В ночь на воскресенье и все последующие дни красноармейцы начали производить обыски с целью обнаружения оружия, аресты среди офицеров, зажиточных казаков и иногородцев, которых всего было арестовано до 70 человек. Достаточно было заявить на кого-либо, что он говорил против большевиков, его тотчас арестовывали. Аресты доходили до курьезов. Арестованные офицеры были помещены в здании местного клуба, который красные заняли под свой штаб. В назидание другим, был расстрелян за попытку побега сотник В.С. Юткин, кавалер трех боевых орденов, полученных им за отличия на Германском фронте. Остальные арестованные ожидали своей участи. У арестованных горожан открыто вымогали деньги, фактически требуя за их освобождение выкуп. Среди местного населения сразу же появились добровольные помощники, готовые указать на дома богатых жителей. При обысках красные и присоединившиеся к ним иногородние жители Илека реквизировали коней, седла, шашки. Те, у кого и этого не было, расставались с другим своим имуществом – красноармейцы ничего не гнушались брать, было бы чем поживиться.

После захвата казаками Илека одним из первых убежал с награбленным имуществом населения комиссар красного отряда Ходаков. Но далеко уйти ему не удалось. Он был пойман оренбургскими казаками в одной из ближайших к Илеку оренбургских станиц. При нем были найдены 65 тысяч рублей контрибуции, которыми этот грабитель успел поживиться в Илеке. Вскоре он был привезен обратно в Илек, где был убит собравшейся толпой жителей9.

Ночью 24 марта 1918 г. отец Георгий Дынников был арестован за то, что у него на колокольне будто бы был спрятан пулемет. Но вскоре его освободили. Комиссар города Вискиваров из благодарности отцу Георгию за то, что в царское время батюшка не донес на него жандармерии за вольнодумные речи, выхлопотал у красных освобождение священника. Во время власти большевиков священниц Георгий мужественно исполнял свой пастырский долг – в храме он обличал безобразия, творимые большевиками, за что потом поплатился: в 1919 г., когда последние его арестовали, нашлись доброжелатели, напомнившие следствию о его словах.

Казаки Илека, близлежащих станиц и поселков смогли в короткий срок самоорганизоваться, дать красным ответный бой, разбить их части и изгнать противника из пределов Уральского войска. 25 марта 1918 г. Илек был освобожден от большевиков. До конца 1918 г. Уральская армия под командованием генерал-майора Акутина успешно отражала неоднократные наступления красногвардейцев. Новый 1919 год начался для уральцев крайне неудачно. Утратив Уральск в январе 1919 г., армия уральских казаков еще несколько месяцев, до июля 1919 г. делала безуспешные попытки отвоевать его, после чего начала медленное отступление на юг к Гурьеву, где в январе 1920 г. была полностью разбита. Остатки Уральской армии еще полтора месяца вдоль восточного побережья Каспийского моря добирались к форту Александровск, где в начале апреля сдались красным войскам. 214 человек из них, вместе с атаманом В.С. Толстовым, ушли в Персию.

Во время казачьей власти в Илеке отец Георгий с кроткой любовью Христовой спас от расправы красноармейца Ульянова, пытался спасти комиссара Воскобойникова, но казаки не стали его слушать и последний был расстрелян. Несмотря на опасность со стороны казаков, отец Георгий смог собрать средства на похороны Воскобойникова и передал их его матери, пытаясь ее утешить. Когда пришли красные, мать Воскобойникова обвинила отца Георгия в смерти сына и донесла на него новым властям. Как истинный пастырь, не деля людей по политической принадлежности, священник Георгий на Радоницу 1918 г. отслужил панихиду на братской могиле расстрелянных красногвардейцев, чем возбудил к себе раздражение противоборствующего лагеря вплоть до угрозы отмщения.

С приходом к власти в начале 1919 г. большевиков, в Илеке снова начались кровавые расправы. Отец Георгий покинул Илек вслед за отступающими казаками, но не смог далеко уехать и был схвачен. 11 февраля 1919 г. следственная комиссия 25-й стрелковой дивизии под командованием С.П. Захарова арестовала его по обвинению в агитации против советской власти. Одной из причин ареста послужил донос путейца Илекского участка железной дороги М. Тараторкина, действовавшего из мести. Как свидетельствовали сам отец Георгий и его матушка, их старшая дочь Фавста не захотела вести знакомство с Тараторкиным, который грубо ее преследовал. В итоге Тараторкин стал угрожать о расправе, что вскоре и сделал. В защиту отца Георгия последовали многочисленные ходатайства жителей Илека и просьбы об освобождении. Но следствие было неумолимым.

Вскоре священника отправили под арестом в Оренбургский ЧК. Через месяц с небольшим заключения в тюрьме, претерпевая пытки и издевательства, священник Георгий Дынников, постановлением Оренбургской губернской чрезвычайной комиссии от 25 марта 1919 г., был приговорен к расстрелу. В ночь на 26 марта 1919 г. отца Георгия расстреляли. Ему было 44 г. Злодеяние произошло в г. Оренбурге, точное место расстрела и захоронения новомученика неизвестно.

Е.В. Банникова

1 Унтер-офицер казачьего войска.

2 Ученикам, окончившим семинарию по 1 разряду, присваивалось звание студента семинарии, и выдавался аттестат, окончившим по 2 разряду выдавалось свидетельство об успехах.

3 Владимир (Соколовский-Автономов), епископ Оренбургский и Уральский в 1896-1903 гг.
 
4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5642. Л. 29.
 
5 Тихон (Оболенский), с 1908 г. – епископ Уральский, викарий Самарской епархии. С 1924 г. – митрополит Уральский. Скончался в 1925 г. в Москве.
 
6 В 1908 году Высочайшим указом Уральская губерния (и относящийся к ней г. Илек) была изъята из ведения Оренбургского архиерея и присоединена к Самарской епархии.
 
7 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 9. Д. 1831. Л. 158-165.
 
8 Архив УФСБ по Оренбургской области. Д. 22172.
 
9 Яицкая воля. 1918. 31 марта (№ 39), 9 апр. (№ 46), 16 мая (№ 74).
 
 

Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх