ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Кременчуг - Оренбург. Святость без границ

Уроженец Оренбурга и один из двух основателей антифашистской группы «Белая роза» мученик Александр Шморель был обезглавлен нацистами за сочинение и распространение антигитлеровских листовок в 1943 году. Ему было 25 лет. В 2012 году состоялась канонизация новомученика. В Оренбурге перед входом на территорию Оренбургского государственного медицинского университета на Парковом проспекте установлен бюст героя на фоне его же мозаичной двусторонней иконы.

Десятилетия спустя приоткрываются некоторые «белые пятна» жития святого Александра. Заведующая научно-исследовательским экспозиционным отделом Кременчугского краеведческого музея Виктория Ширай провела целое расследование, благодаря которому мы стали лучше понимать историю его семьи.

Ни для кого не секрет, что одним из почитаемых оренбуржцев нашего времени является новомученик Александр Мюнхенский, который был казнен гитлеровцами за борьбу с нацизмом, за православную веру и безграничную любовь к своей Родине. Напомним, что Шморель Александр Гугович – врач, художник, скульптор, музыкант и участник антифашистского сопротивления в Германии, родился в Оренбурге 16 сентября 1917 года.
Немало было написано про родных будущего святого. Проводились исследования его биографии в основном по линии отца и мачехи, немцев по национальности. Но долгое время под пеленой неизвестности были сокрыты сведения о родной матери Александра - Наталии. Было много вопросов, даже возникали споры между учеными-биографами Александра Шмореля. Но вот, документ за документом, и история обрела иной поворот. В итоге была найдена неразрывная связь между Оренбургом и Кременчугом (Полтавская обл., Украина).
Мать Александра Шмореля – Наталья Петровна Введенская (1890 – 1918) родилась в Кременчуге Полтавской губернии и была дочерью коллежского асессора, управляющего Кременчугской аптекой при Земской больнице (сейчас территория Первой городской больницы г. Кременчуга) — провизора Петра Антоновича Введенского, о котором упоминается в адресных книгах Полтавской губернии с 1901 по 1910 гг.
В то время Кременчуг был многонациональным городом, в котором проживало более 63 тысяч человек. Но плохое санитарное состояние, нищенское положение рабочих приводили к массовым заболеваниям и эпидемиям. В городе свирепствовали холера, тиф, скарлатина и дифтерит. Поэтому значительная часть населения по направлению врачей приходила в аптеку, чтобы укрепить или поддержать свое здоровье.  По статистическим данным, в среднем стоимость лекарственных препаратов на одного больного в сутки составляла: в  1896 году -  2,98 коп, а в 1912 году – 6,66 коп.  То есть продажа лекарственных препаратов приносила достаточно неплохие доходы дедушке будущего святого.
Семья Введенских поддерживала дружеские и деловые отношения с фармацевтами других стран, поскольку Петру Антоновичу приходилось вести деловую переписку с иностранцами для пополнения лекарственными препаратами вверенной ему аптеки. Многие лекарства выписывались из зарубежных фирм (в основном немецких), а также из Киева, Харькова от «Русского общества торговли аптекарскими товарами».  Аптека при Земской больнице также приобретала некоторые лекарства у местного аптекаря Зака. Заготовкой лекарственных трав для аптеки занимались члены Общества «Белого цветка» (можно предположить, что название этого благотворительного общества могла стать основой для названия будущей антифашистской организации «Белая роза»), которые в свое свободное время и за собственные средства  ежегодно организовывали выезды за город для сбора трав. А во время больших праздников устраивали сбор денег для больных туберкулезом и бесплатной выдачи лекарств бедным.
Благодаря усердию и заботе доктора медицины, известного хирурга и общественного деятеля Авксентия Трофимовича Богаевского, который добился постройки служебных квартир для семей медицинских служащих, семья Введенских стала проживать в отдельном здании на территории Земской больницы по Бульварной улице (сейчас ул. Доктора Авксентия Богаевского). Вместе с ними с 1908 года проживал там и их родственник Петр Александрович Введенский (предположительно троюродный дедушка Александра Шмореля), тоже коллежский асессор, который преподавал химию, фармацию и фармакогнозию в Кременчугской акушерско-фельдшерской школе при Богоугодном заведении.
Авксентий Богаевский позаботился о хороших бытовых условиях для своих коллег, о здоровом питании, удобном проживании и полезном времяпрепровождении. При Кременчугской губернской земской больнице находилась прекрасная библиотека, в которой были книги не только научного, но и религиозного содержания (эти книги выписывали священно- и церковнослужители больничной церкви св. Марии Магдалины). В этой библиотеке свое свободное время проводили и дочери управляющего аптекой. А долгими осенне-зимними вечерами православная семья Введенских в полном составе посещала открытые религиозно-моральные чтения и беседы, в которых участвовали практически все служащие больницы со своими семьями. Эти мероприятия проводил настоятель данного храма. В начале ХХ века настоятелем был протоиерей Николай Васильевич Димара - брат известного врача, почетного гражданина Кременчуга, заведующего инфекционным отделением и прозектором Кременчугской губернской земской больницы Михаила Димары. Позже, в 1906 году, его сменил протоиерей Исмаил Федорович Мишта.
Но вернемся к семье Введенских.
Хорошие манеры и достойное образование Введенская Наталья Петровна получила в Кременчугской Мариинской женской гимназии, куда она поступила чуть позже своей старшей сестры Александры. 6 июня 1908 г. Наталья получила выпускной аттестат и право трудиться учительницей в начальных школах.
Примечательно, что Наталья Введенская училась в одном учебном заведении вместе с будущей игуменьей Козельщинского женского монастыря Феофанией (в миру Елизаветой Васильевной Зон). Здесь снова прослеживается линия духовной связи городов Оренбурга и Кременчуга. Дело в том, что игуменья Феофания (Зон) похоронена на Оренбургском кладбище, а, значит, является частью православной истории не только Кременчуга и Козельщины, но и Оренбурга.
Немного расскажем о жизненном пути подруги Натальи Введенской по гимназии, самой большой заслугой которой является открытие Козельщинского женского монастыря в 1942 году: именно благодаря ее хлопотам и ходатайству к правящему архиерею вновь зазвучали монастырские колокола. Ее отец, Василий Карлович Зон, происходил из обрусевших немцев – ремесленников или представителей интеллигенции, которые ассимилировались на территории Полтавщины. Елизавета Васильевна Зон родилась 2 августа 1889 года в Кременчуге Полтавской губернии. После окончания гимназии работала в Кременчугской частной женской гимназии Е.Г. Воронянской учительницей математики. После октябрьских событий 1917 года, 20 августа 1920 года, лишившись возможности преподавать и потеряв родных и близких людей во время гражданской войны, Елизавета Васильевна ушла в Козельщинский Рождества Богородицы женский монастырь. И через год послушница Елизавета была пострижена в рясофор. А 28 сентября 1928 года архимандрит Александр (Петровский) постриг ее в монахини с именем Феофания (с греч. –  Богоявление).
Неся послушание в обители, матушка выполняла обязанности письмоводителя монастыря. Но вскоре началась «Безбожная пятилетка». Гонения на храмы, наступление на православных заканчивались для всех обителей практически одинаково: одни разрушали до основания, другие – закрывали. Матушка Феофания была репрессирована в том же 1929 году. За отказ подписать документ о так называемых «лжечудесах» чудотворной иконы Божией Матери монахиню сослали на Урал, но вскоре освободили. Тем временем советские власти весной 1929 года закрыли монастырь, надругались над святыней, разместив в  разграбленных помещениях монастыря районный клуб, а также другие светские учреждения.
Больно было смотреть на обитель насельнице, которая вернулась из ссылки в Кременчуг. Видя всю жестокость и несправедливость Второй мировой войны, боль и ужас в глазах людей, она понимает, что ее соотечественники нуждаются в духовной помощи. 23 декабря 1942 года епископ Полтавский и Кременчугский Вениамин (Новицкий) открыл святую обитель и возвел монахиню Феофанию в сан игуменьи. В сложных условиях нацистской оккупации матушка игуменья смогла содержать монастырь и спасти многих девушек от угона их в Германию на работы.
Увы,  недолго молилась обитель. В 1949 году по распоряжению органов советской власти Козельщанский Рождества Богородицы женский монастырь снова был закрыт, а матушку Феофанию с сестрами отправили в Лебединский Свято-Николаевский женский монастырь (Черкасская обл., Украина), где она пробыла до закрытия обители в 1961 году. Отсюда игуменья Феофания (Зон) вместе с инокиней Тамарой (Закомолдиной) отправились в Оренбург, на малую родину Тамары, где гонения на Православие были помягче. Здесь матушки продолжали свое служение Господу, поддерживаемые такими подвижниками, как митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил (Лемешевский), иеромонах Иоанн (Снычев) и др.  Время от времени они приезжали на квартиру Киселевых на Мало-Ленинской улице в Оренбурге, где собирались церковно- и священнослужители для решения своих церковных вопросов.
7 декабря 1968 года закончился земной путь игуменьи Феофании. А 9 декабря епископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь) в сопровождении духовенства, в присутствии монахинь и многочисленных мирян совершил чин отпевания бывшей настоятельницы Козельщинской обители. Могила игуменьи сохранилась до наших дней (г. Оренбург, ул. Монтажников).
Но вернемся к матери Александра Гуговича Шмореля – Наталии. По окончании 7 классов девушка могла пойти преподавать и зарабатывать себе на жизнь. Но, поскольку она училась достаточно старательно, то поступила в 8 дополнительный  класс, который окончила 7 июня 1909 г., получив свидетельство и вместе с тем право быть домашней учительницей.
Спустя какое-то время Наталья оставляет отца, свою старшую сестру и брата Федора в родном городе и уезжает в Москву, чтобы продолжить учебу и обустраивать свою личную жизнь. Тем не менее, после 1910 года следы семьи Введенских в Кременчуге документально не прослеживаются.
В Москве Наталья Петровна  познакомилась с Гуго Карловичем Шморелем (1878 – 1964) – врачом Московской университетской клиники, родом из немецкой семьи, члены которой на протяжении нескольких поколений жили и трудились в России. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, они вместе с Натальей Петровной переехали в Оренбург, где Гуго устроился работать врачом «Комиссии по оказанию помощи австрийским и германским подданным из средств американского консульства в Москве». Здесь 11 ноября 1916 г. молодые были обвенчаны  в Петропавловском православном храме, настоятелем которого был старейший оренбургский протоиерей Шильнов Алексий Каллистратович.
Отец Алексий – сын священника села Ратчина Оренбургского уезда Каллистрата  Шильнова. Закончил Оренбургскую духовную семинарию, с 1860 по 1867 гг. служил священником Казанского кафедрального собора в Оренбурге. Потом - в приписной кладбищенской церкви. В 1860 г. батюшка сопровождал принесенный отставным урядником Лосевым с Афона список иконы Божией Матери «Достойно есть» по станицам Оренбургского уезда. За это позже был награжден набедренником. Предположительно с 1881 г., после перевода Петропавловской церкви с двухштатной в одноштатную, потоиерей Алексий Шильнов стал настоятелем этого храма. Ныне на этом месте разбит сквер и установлен памятник В.И. Далю и А.С. Пушкину.
Кроме церковной службы, отец Алексий был жертводателем на учреждение стипендии при духовных учебных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых. С 1914 г. был действительным членом Оренбургского епархиального Михаило-Архангельского братства, с 1915 г. действительный член Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургского Духовного училища, с 1870 г. преподавал Закон Божий в Оренбургской женской гимназии.
Вернемся к родителям будущего святого. Условием брака было обязательство прусско-германского подданного лютеранского вероисповедания Гуго Шмореля крестить и воспитать своих родившихся детей в православной вере. Их первенец был крещен все тем же отцом Алексеем с именем Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского (можно предположить, что это связано с первым храмом при Кременчугском Александровском реальном училище, который посещала мать мальчика, будучи ученицей гимназии).
В 1918 году, когда мальчику было чуть больше  года, Наталья умерла от тифа. Говорили, что она заразилась на рынке, попробовав у торговки кислое молоко. Похоронили ее на одном из Оренбургских кладбищ. К сожалению, данные о месте захоронения на данный момент не найдены.
Но, тем не менее, достоверно известно, что две православные выпускницы Кременчугской Мариинской женской гимназии – игуменья Феофания (Зон) и мать местночтимого святого мученика Александра, от нацистов безбожников убиенного во граде Мюнхене,  Наталия Введенская – нашли свое упокоение в Оренбурге. Вечная им память!
С этого года в православных храмах украинского Кременчуга молитвенно поминается новомученик Александр Шморель. После ознакомления с его полной биографией, изданной в Оренбурге, протоиерей кременчугской Свято-Троицкой церкви Георгий (Юрий) Бруско спроектировал и заказал заведующему иконописной школы полтавской миссионерской духовной семинарии Сергею Горбаню икону святого Александра Мюнхенского. Она органично дополнила целый ряд икон, посвященных Александру Шморелю, созданных со дня его канонизации в 2012 году.

Источники и литература:
1. Храмов И.В. Святой Александр Мюнхенский.- Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга», 2017.- 280 с.
2. Александр Шморель. Протоколы допросив в ГЕСТАПО. Февраль – март 1943 г. (РГВА. Ф.1361 К. Оп. 1. Д. 8808): Пер. С нем. Храмова И.В./ Предисл. Ветте В., сост., вступит. Стат. Храсов И.В. – 3-е узд., доп. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П.Донковцева, 2018.- 184 с.
3. Би-Би-Си: «Белая роза»: немцы, сопротивлявшиеся нацизму» .- [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://www.bbc.com/russian/international/2013/02/130222_germany_ww2_resistance.
4. Адрес – календарь и справочная книжка Полтавской губернии на 1901 год. Сост. Иваненко Д.А. – Полтава: Паров. Тип. Д.Н. Подземскаго, 1901. - С.38,39
5. Адрес-календаръ и справочная книжка Полтавской губернии на 1903 годъ. – Полтава: Типо-Литография Губернскаго Правления, 1903
6. Адрес-календарь. Справочная книжка Полтавской губернии на 1906 год.- Издание Полтавского Губернского статистического комитета.- Полтава: типо-литография Губернского Правления, 1906
7. Адрес-календарь. Справочная книжка Полтавской губернии на 1907 год. – Издание Полтавского Губернского статистического комитета. – Полтава: типо-литография Губернского Правления 1907.
8. Адрес-календарь. Справочная книжка Полтавской губернии на 1908 год.- Издание Полтавского Губернского статистического комитета.- Полтава: типо-литография Губернского Правления, 1908
9. Полтавский  календарь на 1909 год. – Полтава: Тип.– лит. губ. правления, 1909
10. Адрес-календарь. Справочная книжка Полтавской губернии на 1910 год.- Издание Полтавского Губернского статистического комитета.- Полтава: типо-литография Губернского Правления, 1910
11. Євселевський Л.І.Федько В.Т. О.Т.Богаєвський – лікар. Громадський діяч.- вип. перший.- Кременчук: Кобеляцька міжрайонна друкарня, 1995.- С.12-14
12. В.Т.Федько «Історичні сторінки медичної служби Кременчука», Кременчук, 2002.- С.30.
13. Вісник Кременчуцької єпархії.- 2018.- №12 (60)
14. ЦДІАМ Ф.363. Оп.3. Спр363.
15. Адрес-календарь. Справочная книжка Полтавской губернии на 1914 год.- Издание Полтавского Губернского статистического комитета.- Полтава: типо-литография Губернского Правления, 1914
16. Памятная книжка Полтавской губернии на 1915 год. – Полтава: Изд-во Полтавского губернского стат.комитета, 1915
17. Игуменья Феофания: История духовности, добра и состраданиря//Вісник Кременчуцької єпархії.- 2017.- №12 (48)
18. Баннікова О.В. Времена не выбирают http://pravvest.ru/rubriki-zhurnala/pravoslavnaya-literatura/vremena-ne-vybirayut.html
19. Оренбургские епархиальные ведомости.-1916.33-34.2.С.416
20. Духовенство и церковные деятели Оренбургской епархии по публикациям «Оренбургских епархиальных ведомостей» 1912-1917 гг. Справочное издание. /Составитель А.Г. Щегольков. – Челябинск, 2012.
21. Оренбургские епархиальные ведомости.- 1913.- Оф.Ч.- №15.-С.135
22. История Оренбуржья: учебное пособие.- Л. И. Футорянский: Оренбургское книжное изд-во, 1996 – 350 с.
23. Оренбургские епархиальные ведомости.- 1915.- Оф.Ч.- №12.- С. 21
24. Шестые Псковские региональные краеведческие чтения (Печоры. 9–11 октября 2015 г.) Редактор-составитель Т.В. Вересова. Союз краеведов России. Псковское региональное отделение. Псков — Москва, 2016. Книга I,  368 с.

Заведующая научно-исследовательским
экспозиционным отделом
Виктория Ширай

Консультант глава исторического отдела
Кременчугской епархии
протоиерей Кременчугской Свято-Троицкой церкви
Георгий Бруско


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх